Психика человек есть постоянное взаимодействие либидо и мортидо - начала созидающее и разрушающее, сексуальное и развращающее, любовное и смертельное.
Фильм Михаэля Ханеке "Пианистка" есть наглядная иллюстрация этому психоаналитическому принципу,а также различным поговоркам на подобие "в тихом омуте черти водятся", "чужая душа - потемки" и так далее.
У низости нет окончательной глубины, оттенки порока множественны, и никогда мы не сможем с достоверностью сказать - "Вот этот человек на это не способен". Способен! Просто, к счастью, не сложились так обстоятельства, чтобы Ид данного человека смогло себя проявить, прорваться сквозь стены СуперЭго и Эго.
Талантливая пианистка по имени Эрика обожает Шуберта. Она преподает музыку, она строга и невозмутима - поведение, стиль одежды, взгляд, взвешенные слова - для всех людей эта дама есть воплощение классического образа строгой учительницы, безумно любящий свой предмет. Музыки в фильме много, но этот кино не о ней. Классическая музыка, льющаяся из-под пальцев героев здесь - словно вставка из другого мира, она настолько же прекрасна, насколько ужасно то, что льется во второй части фильма. Там уже нет музыки, там есть нечто противоположное ей...Как подчеркнуть удушающее безобразное? Прекрасным. Только в сравнении можно понять, насколько что-то прекрасно или же отвратительно.
Итак, Эрика пианистка, живущая с матерью, с которой она находится в странных отношениях (здесь явно прослеживается комплекс Электры, направленный только на мать, не на отца). Вечерами героиня смотрит порнографические фильмы с элементами садо-мазо. Лицо ее при этих просмотрах практически не меняется: она также отрешенно невозмутима, как и про прослушивании игры на пианино своих учеников.
В Эрику влюбляется молодой студент, амбициозный парень. Он слышит, как она играет на пианино, и что-то переворачивается в его душе... Амбиций ему действительно не занимать - он уверен в своем успехе, что он добьется свой учительницы. Нет смысла пересказывать сюжетные хитросплетения (хотя здесь их и нет, этих хитросплетений) - ключевая сцена в туалете показывает, что мой непроницаемой маской Эрики скрывается страстная натура. Ее страсть быстро кончается, студент неудовлетворен. "С мужчиной так поступать нельзя",- кричит он. Эрика задает свои правила игры: она пишет письмо с указаниями, что ему позволяется с ней сделать. Прочитав подробные описание садомазохистского акта, парень называет ее больной и уходит.
Здесь могла бы быть история трогательной любви разных людей, которым не суждено быть вместе, но которые как-то ухитряются найти способ ее сохранить. Здесь могла бы быть история трагичной, но тоже трогательной любви - история отказа, когда женщина берет себя в руки - она же учительница! - а студент находит себе девушку по возрасту и по статусу. Но здесь разворачивается история грязи, история порока, история погружения в свое ОНО....

Встреча за встречей, одна тошнотворнее другой - герои говорят друг другу слова любви и совокупляются хуже, чем животные - неумело, некрасиво, неромантично. Здесь даже нет страсти, а есть какая-то... безысходность?
Безусловно, никакой любви здесь нет, ни как со стороны Эрики, ни так со стороны студента. С его стороны была юношеская влюбленность, подкрепленная возрастными гормонами и страстной музыкой Шуберта. С ее стороны - то самое прорывание Ид, которое она так долго в себе таила, этот ужасный синтез либидо и мортидо. Либидо здесь теряет свою созидательное функцию, привнося в и без того отрицательное мортидо элементы секса. Парень сначала сопротивляется, но затем врывается к ней в дом среди ночи с безумным криком: "Что же ты делаешь со мной?!". Он делает так, как она просила в письме - бьет ее, унижает, берет силой. На фоне, конечно же, тишина. Ни Шуберту, ни какой-либо другой музыке здесь нет места. Здесь есть место только зияющей как пустота тишине, засасывающей в себя все, как черная дыра. Нет никакого света. Не за что зацепиться. Это абсолютная душевная пустота, это абсолютная победа "темных сил", которые находятся внутри каждого из нас.
Не смотрите этот фильм, если вы:
- не приемлите насилие как таковое и в сексе в частности
- не приемлите откровенных сцен
- не любите тяжелых психологических драм
- не любите нежизнеутверждающего кино
И, конечно же, если вам нет 18 лет!
Смотрите этот фильм, если вы:
- увлекаетесь психоанализом
- любите фильмы, претендующие на вскрывание неприятных вещей, которые как будто разбивают в мелкие осколки розовые очки и заставляют нестандартно смотреть на вещи
- против любых социальных ярлыков
Так почему же Музыка - прекрасный дар человечества, великолепнейшее искусство, вдруг стало тем катализатором, тем началом, что объединило этих людей? Если бы не она - произошла ли бы такая история? Может ли быть так, что прекрасное тоже содержите в себе свое личное Ид, и в определенных обстоятельствах оно тянет людей к личностному краху?..
Фильм Михаэля Ханеке "Пианистка" есть наглядная иллюстрация этому психоаналитическому принципу,а также различным поговоркам на подобие "в тихом омуте черти водятся", "чужая душа - потемки" и так далее.
У низости нет окончательной глубины, оттенки порока множественны, и никогда мы не сможем с достоверностью сказать - "Вот этот человек на это не способен". Способен! Просто, к счастью, не сложились так обстоятельства, чтобы Ид данного человека смогло себя проявить, прорваться сквозь стены СуперЭго и Эго.
Талантливая пианистка по имени Эрика обожает Шуберта. Она преподает музыку, она строга и невозмутима - поведение, стиль одежды, взгляд, взвешенные слова - для всех людей эта дама есть воплощение классического образа строгой учительницы, безумно любящий свой предмет. Музыки в фильме много, но этот кино не о ней. Классическая музыка, льющаяся из-под пальцев героев здесь - словно вставка из другого мира, она настолько же прекрасна, насколько ужасно то, что льется во второй части фильма. Там уже нет музыки, там есть нечто противоположное ей...Как подчеркнуть удушающее безобразное? Прекрасным. Только в сравнении можно понять, насколько что-то прекрасно или же отвратительно.
Итак, Эрика пианистка, живущая с матерью, с которой она находится в странных отношениях (здесь явно прослеживается комплекс Электры, направленный только на мать, не на отца). Вечерами героиня смотрит порнографические фильмы с элементами садо-мазо. Лицо ее при этих просмотрах практически не меняется: она также отрешенно невозмутима, как и про прослушивании игры на пианино своих учеников.
В Эрику влюбляется молодой студент, амбициозный парень. Он слышит, как она играет на пианино, и что-то переворачивается в его душе... Амбиций ему действительно не занимать - он уверен в своем успехе, что он добьется свой учительницы. Нет смысла пересказывать сюжетные хитросплетения (хотя здесь их и нет, этих хитросплетений) - ключевая сцена в туалете показывает, что мой непроницаемой маской Эрики скрывается страстная натура. Ее страсть быстро кончается, студент неудовлетворен. "С мужчиной так поступать нельзя",- кричит он. Эрика задает свои правила игры: она пишет письмо с указаниями, что ему позволяется с ней сделать. Прочитав подробные описание садомазохистского акта, парень называет ее больной и уходит.
Здесь могла бы быть история трогательной любви разных людей, которым не суждено быть вместе, но которые как-то ухитряются найти способ ее сохранить. Здесь могла бы быть история трагичной, но тоже трогательной любви - история отказа, когда женщина берет себя в руки - она же учительница! - а студент находит себе девушку по возрасту и по статусу. Но здесь разворачивается история грязи, история порока, история погружения в свое ОНО....

Встреча за встречей, одна тошнотворнее другой - герои говорят друг другу слова любви и совокупляются хуже, чем животные - неумело, некрасиво, неромантично. Здесь даже нет страсти, а есть какая-то... безысходность?
Безусловно, никакой любви здесь нет, ни как со стороны Эрики, ни так со стороны студента. С его стороны была юношеская влюбленность, подкрепленная возрастными гормонами и страстной музыкой Шуберта. С ее стороны - то самое прорывание Ид, которое она так долго в себе таила, этот ужасный синтез либидо и мортидо. Либидо здесь теряет свою созидательное функцию, привнося в и без того отрицательное мортидо элементы секса. Парень сначала сопротивляется, но затем врывается к ней в дом среди ночи с безумным криком: "Что же ты делаешь со мной?!". Он делает так, как она просила в письме - бьет ее, унижает, берет силой. На фоне, конечно же, тишина. Ни Шуберту, ни какой-либо другой музыке здесь нет места. Здесь есть место только зияющей как пустота тишине, засасывающей в себя все, как черная дыра. Нет никакого света. Не за что зацепиться. Это абсолютная душевная пустота, это абсолютная победа "темных сил", которые находятся внутри каждого из нас.
Не смотрите этот фильм, если вы:
- не приемлите насилие как таковое и в сексе в частности
- не приемлите откровенных сцен
- не любите тяжелых психологических драм
- не любите нежизнеутверждающего кино
И, конечно же, если вам нет 18 лет!
Смотрите этот фильм, если вы:
- увлекаетесь психоанализом
- любите фильмы, претендующие на вскрывание неприятных вещей, которые как будто разбивают в мелкие осколки розовые очки и заставляют нестандартно смотреть на вещи
- против любых социальных ярлыков
Так почему же Музыка - прекрасный дар человечества, великолепнейшее искусство, вдруг стало тем катализатором, тем началом, что объединило этих людей? Если бы не она - произошла ли бы такая история? Может ли быть так, что прекрасное тоже содержите в себе свое личное Ид, и в определенных обстоятельствах оно тянет людей к личностному краху?..
Комментариев нет:
Отправить комментарий